Онлайн клиентам
Частным клиентам
Корпоративным клиентам

В чем разница между ответственностью перевозчика и страхованием груза?

Блог
24.09.2025

Компании-перевозчики часто не уделяют внимания страхованию своей ответственности в ходе оказания услуг транспортировки. Представители таких компаний при обсуждении условий могут исходить из того, что достаточно простого страхования груза. В то же время грузовладельцы часто считают, что страховая ответственность перевозчика поможет в случае необходимости компенсировать затраты, и поэтому ее окажется вполне достаточно, а вот страховать перевозимый товар не обязательно. Далее будет подробно рассказано, чем различаются эти два вида страхования и способны ли они заменить друг друга.

В первую очередь нужно понимать, как происходит транспортировка. В этом процессе задействованы следующие участники:

  • владелец груза – занимается его отправкой;
  • экспедитор – берет на себя организацию перевозки;
  • грузоперевозчик – осуществляет непосредственно транспортировку;
  • получатель – принимает груз в пункте назначения.

Изначально владелец груза находит покупателя. Далее грузовладелец обращается к экспедитору и заключает с ним договор, подразумевающий оказание логистических услуг. Экспедиторы специализируются на перевозках в пределах одной страны, а иногда – еще и на территории соседних государств.

Если груз отправляется в другую точку мира, а не в соседнюю страну, то требуется привлекать других экспедиторов со специализацией на других государствах и на других видах перевозки. Чем длиннее маршрут, тем больше экспедиторов может быть задействовано при решении задачи. Каждый из участников процесса в этом случае отвечает за транспортировку по одному из отрезков пути.

Чем сложнее маршрут, тем выше риски, которые несет владелец груза. Ведь каждый из отрезков пути подразумевает определенную вероятность того, что товар будет поврежден, частично или полностью утрачен. Претензии в такой ситуации будут направлены тому, кто непосредственно несет вину за произошедшее. Чтобы избежать возможных рисков, нужно предусмотреть их на протяжении всей логистической цепочки.

Что такое страхование груза

Этот вид страховых услуг подразумевает, что товар находится под защитой страховки в течение всего времени, пока доставляется в пункт назначения. Страхование относится к любым ситуациям, когда товар может быть поврежден, частично или полностью утрачен – если это произошло не по вине владельца груза и не из-за его халатности.

Сумма покрытия часто напрямую зависит от того, сколько фактически стоит товар. В этом главное отличие от страхования ответственности, которая имеет вполне определенные лимиты. Ведь ответственность перевозчика при перевозке ограничена не только списком обстоятельств, за которые на него может быть возложена вина, но и теми суммами, которые за это могут быть выплачены в качестве компенсации понесенных убытков. Если допустимый предел такой суммы не превосходит стоимость товара, то страхование самого груза будет лучшим решением.

Важно в первую очередь учитывать цену товара, который необходимо перевезти. Если цена высокая, то разумнее застраховать сам груз. Сравнительно небольшие затраты на это станут гарантией защиты от возможных крупных убытков. Если наступит страховой случай, то не потребуется искать доказательства вины компании-перевозчика или экспедитора.

Что такое ответственность перевозчика

В данном случае договор страхования четко указывает, какую ответственность несет перевозчик перед третьими лицами за то, что товар был поврежден или утерян. В документе оговариваются ситуации, в которых вина за это возлагается именно на грузоперевозчика, то есть считается страховым случаем, и указываются лимиты возмещаемых сумм. Также сюда могут быть заранее включены затраты на возможные судебные разбирательства.

Многие владельцы грузов уверены, что им достаточно просто выбрать перевозчика, у которого имеется полис CMR-страхования, или экспедитора, который ведет работу исключительно с такими грузоперевозчиками. Но здесь есть важный момент: даже если наступает страховой случай, то CMR-страхование не позволяет гарантированно покрыть все понесенные убытки. Это особенно актуально, если нужно доставить дорогостоящий товар. Что касается обстоятельств, то ответственность перевозчика за груз ограничена в определенных случаях, в том числе при:

  • техногенных катастрофах, авариях, дорожно-транспортных происшествиях;
  • неблагоприятных природных явлениях, стихийных бедствиях;
  • халатных действиях отправителя груза, таких как ошибки при упаковке.

В перечисленных ситуациях страхование ответственности перевозчика позволяет возместить лишь часть убытков. Поэтому зачастую разумно застраховать сам товар, особенно если он дорогостоящий. Стоимость страхования зависит от категории груза, от сложности и протяженности маршрута, от упаковки, от особенностей используемого транспорта, от других факторов.

Когда выгоднее страховать, а когда – воспользоваться ответственностью

Страхование груза подойдет в тех случаях, когда:

  • для доставки используется собственный транспорт;
  • в процессе задействовано более одного экспедитора или перевозчика, есть перегрузки;
  • требуется выполнить специальный заказ в рамках определенного проекта;
  • перевозятся товары с повышенной ценой или небольшим весом;
  • речь о грузах, которые обладают высокой ликвидностью или выпускаются в рамках лицензионных соглашений;
  • предполагается минимальное страховое покрытие, например защищающее только от утраты в случае пожара;
  • приходится работать с новыми контрагентами, в добросовестности которых еще нет полной уверенности.

Также это решение актуально для отправки товаров, транспортировку которых не регулирует Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Кроме того, важно помнить: иногда даже страхование ответственности перевозчика или экспедитора не может гарантировать грузовладельцу сохранность. При форс-мажоре грузоперевозчик и вовсе не будет возмещать понесенные убытки, если не имеет в них прямой вины.

Главные особенности ответственности перевозчика – в том, какие события предусмотрены, а какие нет; какова вероятность наступления страхового или не страхового случая. Например, если заранее известно, что велик риск неблагоприятной погоды или природных катаклизмов, то надо это учесть. Если именно это станет причиной убытков, то никакого возмещения со стороны грузоперевозчика не будет. Также ее не будет в том случае, если отправитель проявит какую-либо халатность, например упакует товар неправильно, не закрепит его должным образом, не подберет достаточно надежный транспорт.

Предел ответственности перевозчика фиксируется в соответствии с действующими во всем мире официальными документами. Так, согласно КДПГ, при совершении международных перевозок автомобильным транспортом возмещаемая сумма за утраченный груз не может превышать определенный лимит (около 11,2 $) за килограмм веса брутто. Если речь о дорогостоящем товаре, то дополнительное страхование явно не повредит. Но в конечном итоге о том, страховать ли груз, должен задумываться сам отправитель.

Наконец, нужно учитывать объективные реалии и особенности страхования грузов. Страховщик грузоперевозчика не всегда готов признать, что ущерб был причинен именно в рамках страхового случая. Если компания отказывается признавать обстоятельства таковыми, это грозит длительными судебными разбирательствами, которые все равно не имеют стопроцентной гарантии успеха. Хотя, если вину грузоперевозчика удастся доказать, а особенно если в документах на товар будет указано, что он является особо ценным, то страховая компания обязана будет выплатить предусмотренную сумму в полном объеме.

Поделиться в соц. сетях

Новости

Блог
26.09.2025
Отличия полисов ОМС и ДМС
ОМС и ДМС – это, соответственно, обязательное и добровольное медицинское страхование. Чем различаются медуслуги, предоставляемые по бесплатным и платным программам? Об этом подробнее рассказано далее.
Блог
26.09.2025
Что делать при наступлении страхового случая за границей?
Когда наступают страховые случаи за границей, главное – не паниковать и сохранять спокойствие. Мы подготовили для вас четкий план действий, какие шаги следует предпринять и какие моменты надо учесть.
Блог
23.09.2025
Нужно ли страхование для поездок в Россию?
Нужна ли страховка в Россию? Краткий ответ - да. А подробный - в нашей статье.
© 2025 imkliva insurance
ЗАСО "Имклива Иншуранс"
Зарегистрировано в Министерстве финансов Республики Беларусь
Лицензия № 02200/13–00036 от 30.04.2004
УНП 400217363